Главная » 2011 » Декабрь » 25 » РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
18:42
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

А.А. ЗАХАРОВ  д.ф.н., профессор Московской Академии образования, ОТИ НИЯУ МИФИ, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств

 РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

В последнее время возникает необходимость перехода системы образования на интегрированный способ обучения. Этот способ поможет решить ряд педагогических задач, состоящих в том, что наши студенты и школьники не могут привести свои знания в систему, не могут понять, как взаимосвязаны элементы знания между собой.

Какова степень запущенности решения этой проблемы?

Почему эта проблема существует, что такое неумение привести свои знания в систему?

И почему это умение не сформировано у наших студентов и школьников?

Это неумение в учебном процессе может быть заложено изначально - через подачу материала преподавателем. На первом этапе изложения материала не дается целостная картина изучаемого предмета. Как следствие, мы получаем то, что имеем. Наши студенты не способны знать место каждого элемента учебной дисциплины в том, чего у них нет, а именно: системы. В конечном итоге мы имеем непонимание. Напомним, что пониманием называется знание места элемента в системе.

Но какова степень непонимания, каково незнание места элемента в системе сведений? Эта степень зависит от качества подачи учебного материала и способности к синтезу.

Почему такое положение дел существует? Прежде всего, из-за необученности преподавателей давать системно, целостно учебный материал. Как быть? Что делать?

Конечно, обучать этому наших преподавателей. Какие знания должны они освоить? Сначала, конечно, знание логики, на основании которого у преподавателей должно быть сформировано базовое умение, которым является умение классифицировать. Оно включает в себя все знание логики и методологии. В имеющихся курсах логики на все это уделяется ничтожно малое внимание. Отсюда мы получаем чудовищные «классификации», в которых нарушаются самые элементарные требования, не говоря уже о более тонких деталях.

Понимание более тонких деталей невозможно без способности различать два вида мышления, а именно: механическое и органическое. Мышление механическое, т. е. «то, которое берет различные понятия в их отвлеченной отдельности» [1]. Мышление же органическое «рассматривает предмет в его всесторонней целостности» [1]. Применяя нынешнюю терминологию, здесь идет речь о интегративном подходе. Все, на что способно механическое мышление – это сопоставлять и комбинировать элементы знания. Органическое мышление дает возможность представить знание в виде развивающегося динамического процесса.

Механическое мышление применимо на этапе расчленения знания, детальной проработки каждого элемента знания, органическое же мышление представляет все эти элементы в единстве.

 Такое мышление не дает увидеть изучаемую дисциплину как организм, оно представляет наши знания как груду разрозненных частей в анатомическом театре. Отсюда и результат - наши студенты интуитивно отвергают такую «анатомию».

Какой же выбрать способ преподавания, который бы давал целостное видение предмета?

А тот, который предлагает органическое мышление. Как это органическое мышление применить в педагогике?

Один из вариантов такого применения, соединения органического мышления и методики изучения языка предлагается в моих работах [2-8].

Теперь кратко о способах измерения получаемых знаний. Привычные с некоторых пор компьютерные тесты позволяют вычислить средний балл. Но балл чего? Что такое средняя оценка? Что она измеряет? К какому типу величин относится оценка? Считается, что оценка относится к чисто-скалярным величинам, для значений которых определено лишь соотношение порядка и не определена операция сложения. Оценки успеваемости: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и «очень плохо» образуют чисто-скалярную величину, ибо между ними установлен (принят) определенный порядок. Но бессмысленно говорить о сумме оценок: от «сложения» оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» («3» и «2») не получится оценка «отлично» («3»+»2»=»5»). К сожалению, в ряде случаев эту, не имеющую смысла, операцию совершают в системе образования, когда находят так называемый «средний бал» успеваемости. Это то же самое, когда находят среднюю температуру больного, складывая температуру утреннюю с вечерней. Средний балл ничего не описывает. Это и в случае, когда преподаватель по оценкам определяет средний балл за семестр, так и в случае с тестами, когда за процент правильно выполненных заданий выставляется оценка. Но почему же прижилась такая порочная практика? Во-первых, имеется необходимость в выставлении оценок. Этого требует Госстандарт, во-вторых, это - понятно, привычно и просто. Но почему   не видна порочность данной практики? Во-первых, не хочется видеть, во-вторых, не известно, что видеть, и не ясно, в чем состоит порочность? Стремление измерить успехи своих подопечных – это хорошо, законно, правильно, научно. Наука начинается там, где есть измерение. Но что плохо? Плохо то, что не то складываем. А что надо складывать? Во-первых сложить систему необходимых учебных элементов изучаемой дисциплины, которые представляют собой специфические единицы содержания обучения , во-вторых определить тип личности студента; в-третьих, разработать тренажер, как в бумажной , так и в компьютерной версии, благодаря которому будем проверять знание всех необходимых учебных элементов. А в каких единицах мы будем измерять качество имеющихся знаний? Во времени. Каждый студент выполняет задания до тех пор и столько раз, пока все задания не будет выполнять за оптимальное время. При обучении, например, музыкальному мастерству требуется знать не только семь нот, но кое-что еще, а при исполнении музыкального произведения важна еще и скорость исполнения. При подготовке, например, каратиста требуется знать базовые движения и специально подобранные упражнения, ката, которые необходимо выполнять не одну сотню раз и за определенное время. Итак, задача данного тренажера найти необходимый минимум или оптимум учебных элементов, предложить студентам систему заданий к ним, ход выполнения которых будет фиксироваться в таблицах затраченного времени, как бумажном, так и в компьютерном виде.

Ниже приводится привычный принцип оценивания знания в так называемых процентах. 

http://www.intuit.ru/department/humanities/philosophynou/class/free/1/test53068317/


 

Список литературы:

 

1.  Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2., - М.: Наука, 1989. - С.91.

2.  Захаров А.А. Двадцать шесть времен за двадцать шесть минут. - М.: Московский философский фонд, 2004. – 56 с.

3.  Захаров А.А. Двенадцать времен за двадцать четыре минуты. - М.: Московский философский фонд. 2004. – 56 с.

4.  Петров Ю.Ф., Захаров А.А. Практическая методология. – Озерск: ОТИ МИФИ, 2001. – 167 с.

5.  Петров Ю.А. Захаров А.А. Общая методология мышления (для тех, кто хочет качественно написать диссертацию). 2-е изд. – М.: Московский философский фонд. 2004. – 56 с.

6.  Захаров А.А., Захарова Т.Г. Дневник аспиранта (алгоритм подготовки диссертации). Изд. 6-е. – М.: Московский философский фонд. 2005, - 47 с.

7.  Захаров А.А., Захарова Т.Г. Как написать и защитить диссертацию. СПб.: «Питер». 2004. – 148.

8.  Захаров А.А.,    Ползунова М.В. Тренажер для студентов-химиков: видо-временная система английского глагола. Москва: НИЯУ МИФИ (В печати)

9.  Захаров А.А.,    Ползунова М.В. Тренажер для студентов-физиков: видо-временная система английского глагола. Москва: НИЯУ МИФИ (В печати)

10. Сайт автора: http://arkadijzakharov.narod.ru/tren.htm

11. http://kocherova-tv.blogspot.com/  - пример виртуальной группы

12. http://www.ooo245.ru/e10/update/    примеры тренажеров:

Электронный репетитор, сборка "Интегралы"
Электронный репетитор, сборка "Интегралы без ответов"
Электронный репетитор, сборка "Физическая химия Козадеров"
Электронный репетитор, сборка "Физическая химия Козадеров без ответов"
Электронный репетитор, сборка "Процессы и аппараты химической технологии"
Электронный репетитор, сборка "Процессы и аппараты химической технологии без ответов"
Электронный репетитор, сборка "Физические основы радиохимии"
Электронный репетитор, сборка "Физические основы радиохимии без ответов"

Просмотров: 450 | Добавил: zaharov | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Корзина
Ваша корзина пуста
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0